История фотографии началась с самого этого имени, которое прозвучало впервые в марте 1839 с трибуны года от сэра Джона Хершеля, однако историки теперь доподлинно определили, что несколько недель до этого, это слово употребил Иоганн вон Мадлер, немецкий астроном, которого также нельзя считать изобретателем фотографии, так как впервые химический способ фиксации изображения был осуществлен при помощи оптического прибора на дюжину лет раньше.
Автором первого в истории фотоизображения был известный французский изобретатель Нисефор Ньепс, однако права называться безоговорочным и полноправным отцом фотографии он, безусловно, не имеет, так как фотография является коллективным детищем многих ученых и инженеров.
В середине восемнадцатого века, француз де ля Роше предсказывал, что на покрытом специальным липким веществом холсте, может быть отображен реальный объект, а зеркальное изображение, получившееся в результате этой процедуры, можно сделать вечным, если высушить этот холст в темноте. Подробность и точность его предсказания удивляет, но давайте не будет преждевременно надевать лавры на его голову. Суть состоит в том, что появление фотографии стало возможным, благодаря открытию двух важных явлений из различных научных областей — химии и оптики, причем эти открытия были изобретены задолго до самой фотографии. О свойствах линз, или «прожигающего стекла» знали еще древние греки, а безлинзовую камеру обскуру флорентийский инженер Леонардо Да Винчи описал в подробностях еще в 1519 году, а в начале семнадцатого века камера обскура была усовершенствована. Изменения затронули входное отверстие, в которое вставили линзу и заднюю поверхность, которую сделали из матового стекла, на которое попадало перевернутое изображение.
На тот момент не было способа сохранить изображение, поэтому его приходилось рисовать вручную, чем пользовались многие художники, начиная с эпохи Возрождения и по сей день. В XIX веке в среде художников стала популярной так называемая камера люсида, изобретенная еще физиком Кеплером в семнадцатом веке. Эта камера была устроена из призмы и системы линз. Каемра Люсида создавала на бумаге или тонком холсте полупрозрачный рисунок, который художник затем обводил по контуру, после чего заполнял деталями с натуры. Камеры обскура и люсида не позволяли создавать изображения человеку без таланта живописца, хоть идея фиксации реальности с мгновенной и документальной точностью привлекала не только художников, но и военных, однако на протяжении многих веков не приносили никакого успеха. Еще древние мастера кисти знали, что некоторые краски со временем теряют цвет, но не догадывались, о причинах этих изменений.